Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

суббота, 4 февраля 2017 г.

Рублевые качели

Курс рубля — вверх или вниз?


Минфин готов девальвировать российскую валюту на 10%. Но если с России вдруг снимут санкции, рубль может, наоборот, подорожать.


Наши власти более всего настроены заботиться об интересах экспортеров, а не граждан, чьи доходы продолжают снижаться. © СС0 Public Domain
Министерство финансов России опубликовало расчеты по основным параметрам бюджета на 2017 год. Главное здесь — это соотношение курса рубля к доллару США и цены на нефть — в зависимости от них и можно говорить о том, насколько велика вероятность исполнения бюджета на текущий год.
Напомним, что с февраля у нас в стране так называемое «бюджетное правило» временно начнет действовать в своем наиболее жестком варианте. Это означает, что падение цен на нефть ниже 40 долларов за баррель обяжет Минфин тратить сверхдоходы от экспорта нефти, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке.

Как сообщает газета «Коммерсант», бюджет, несмотря на несколько имеющихся сценариев, согласно опубликованным расчетам балансируется лишь при одном варианте — цене на нефть около 58 долларов за баррель и курсе около 64 рублей за доллар. Напомним, что на данный момент стоимость нефти составляет 55,8 долларов за баррель, а курс колеблется около отметки 60 рублей за доллар. Другими словами, фактически Минфин предполагает, что в нынешней ситуации рубль может потерять приблизительно 10 процентов своей стоимости.



Эти выводы легли на благодатную почву. Около недели назад Центробанк и Минфин сообщили, что с февраля начнутся закупки валюты на внутреннем рынке. При этом речь идет о временных мерах, объем интервенций будет определяться ежемесячно и зависеть от суммы нефтегазовых сверхдоходов бюджета. Как пояснил, в свою очередь, вице-премьер Игорь Шувалов, скачки курса рубля плохо сказывается на российских экспортерах, из-за чего правительство считает важным «обеспечить большую предсказуемость рублю, его меньшую подверженность мало предсказуемым изменениям цен на нефть». Что в переводе с финансово-бюрократического языка на повседневный русский должно было означать как раз частичную девальвацию национальной валюты, которая в 2016 году укрепилась чуть ли не на 20%.
«Минфин по долгу службы беспокоится о бюджете. А для бюджета чем дешевле рубль, тем лучше», — полагает бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев. «Выиграет от ослабления рубля не только бюджет, но и экспортеры, а также российские производители, конкурирующие с импортом. Правда, и импортное оборудование, остро необходимое для технологического обновления станет дороже», — пишет он на своей странице в «Фейсбуке».
Российские власти, как это видно из заявления Шувалова, в сложившейся ситуации действительно более всего настроены заботиться об интересах экспортеров, а не, например, граждан, чьи реальные доходы, даже по данным официальной статистики, продолжают снижаться. Власти не слишком опасаются того, что еще сильнее упадет покупательная способность россиян, которая в минувшем году и так снизилась до минимума за последние 11 лет. Гораздо сильнее их сейчас волнует, судя по всему, потенциальная отмена в 2017 году западных санкций и, что неизбежно в ответ — российских антисанкций.



Помимо того, что это обязательно ударит по некоторым отраслям российской экономики, в частности, по аграрному сектору, это еще и приведет, как прогнозируют эксперты, опрошенные агентством Bloomberg, к дальнейшему росту курса рубля. Он может составить приблизительно 10%, то есть отыграть назад возможную девальвацию национальной валюты.
К тому же, полная отмена санкций, если она вообще случится, не произойдет раньше июня 2017 года, когда такое решение мог бы поддержать Евросоюз. Новый президент США Дональд Трамп, как это уже сейчас видно, также торопиться не намерен. Так что россиянам явно надо готовиться не к продолжению роста рубля, а к его новому падению. И радоваться им надо будет уже в случае, если оно не превысит предполагаемые 10%.
Впрочем, журнал Forbes выступил с предположением, что планы Минфина о покупке валюты «могут являться операцией прикрытия денежной эмиссии». Как отмечает издание, «система изъятия „сверхдоходов“ безуспешно работала в период высоких цен на нефть и экономического роста, но обстоятельства сильно изменились, и теперь уже нищающее третий год подряд население нуждается в дополнительных доходах».
«В экономике так бывает часто, что в каждом процессе есть свои плюсы и минусы. Правильно выбрать меру, расставив приоритеты, — в этом и состоит искусство госуправления», — отмечает Андрей Нечаев.
Иван Преображенский

Комментариев нет:

Отправить комментарий